О кыргызском кино: 10 интересных фактов со съемок фильма «Белый пароход»
«Культура» (АКИpress) — АКИpress запускает новую рубрику «О кыргызском кино». Каждую неделю читайте интересные факты о полнометражных фильмах отечественного производства и смотрите фильмы на нашем сайте.
В этот раз мы представляем вам 10 интересных фактов, произошедших во время съемок фильма «Белый пароход» Болота Шамшиева.
Картина поставлена на киностудии «Киргизфильм» в 1975 году по одноименной повести Чингиза Айтматова.
В ролях:
Нургазы Сыдыгалиев — мальчик
Сабира Кумушалиева — Карыз
Орозбек Кутманалиев — Орозкул
Асанкул Куттубаев — Момун
Айтурган Темирова — Гульджамал
Назира Мамбетова — Бекей
Чоробек Думанаев — Кулубек
Даркуль Куюкова — шаманиха
Сценаристы — Чингиз Айтматов, Болотбек Шамшиев
Режиссёр — Болотбек Шамшиев
Оператор — Манасбек Мусаев
Художники — Владимир Донсков
Композитор — Альфред Шнитке
Награды на кинофестивалях:
- Государственная премия СССР (1977 год, удостоены сценарист и режиссер Болотбек Шамшиев, сценарист Чингиз Айтматов, оператор Манасбек Мусаев)
- Большой приз творческому коллективу — 9 Всесоюзный кинофестиваль (1976, Фрунзе)
- Гран-при «Золотой эдельвейс» МКФ «Человек и горы» в Тренто-77 (Италия);
- Приз «Серебряная лачена» МКФ в Авеллино-77 (Италия);
- Приз ЦК Союза чехословацко-советской дружбы МКФ в Карловых Варах-76.
Факты составлены на основе книги воспоминаний историка Владимира Михайлова и фотохудожника Александра Федорова «Байки о кино».
1. Советское кино во все времена предпочитало оптимистические финалы, поэтому зампред Госкино как-то в кулуарах сказал Б.Шамшиеву: «Если в конце фильма ты привезешь мне мертвого Мальчика, то в Москве лучше не появляйся — мы картину не примем...». Но режиссер все-таки сделал по своему — в конце истории герой погибает в холодных иссык-кульских водах.
2. Главного героя — Мальчика — в течение месяца искали среди сотен пацанов по всей республике. Сначала среди детей кинематографистов, затем за пределами студии, а после уже во всех городских и сельских школах. Но выбрать что-нибудь подходящее режиссер не смог. А результат был в самом начале — Нургазы Сыдыгалиев. Он проходил кастинг одним из первых, но режиссер сомневался в выборе. В конце-концов после месяца неудачных поисков вернулись к Нургазы.
3. Судьба мальчика оказалась схожей с судьбой его экранного персонажа. Нургазы рос без отца в городе Рыбачье и многое, как предполагают авторы, в фильме ему казалось близким.
4. Так как дети в возрасте Нургазы растут обычно стремительно, по окончании съемок в реальной жизни он выглядел несколько иначе, нежели в их начале. Поэтому художнику-фотографу приходилось помимо многочисленных обычных фотопроб сделать эталонную пробу, по которой гримеры могли бы в течение всего времени съемок сверять облик героя.
5. Для того, чтобы записать звук щелбана в сцене, где пьяный Орозкул щелкает деда Момуна по голове, второй режиссер Темир Дюшекеев побрил голову. Чего не сделаешь ради реалистичного щелчка. «И его свежепобритую голову так задолбали разной силы и страсти щелбанами, что тот после смены пообещал звукорежиссеру Али Ахмадееву, который предложил такую идею, помнить этот эпизод вечно. Впрочем они и по сей день добрые друзья», - пишут авторы.
6. Съемки фильма проходили на лесном кордоне в ущелье Чон-Джаргылчак, и воду для эпизодов с дождем приходилось возить из нижнего села, откуда вела очень плохая грунтовая вода с сильным уклоном, занимавшая более двух часов. Чтобы не гонять лишний раз пожарную машину, приходилось тщательно подготавливать эпизод и снимать быстро, заранее учитывая все мельчайшие детали.
7. Для съемок эпизода, в котором олень спасает ребенка в бешике, привезли оленя Ваську. Пока съемочная группа готовилась несколько дней, Васька несколько раз ломал загон и убегал на волю. Либо его ловили, либо он сам являлся, набегавшись. Однажды он убежал так далеко, что его нашли лишь за полночь. Ремонт загона отложили до утра, а оленя привязали веревками к стволам елок. Ночью пошел дождь, олень поскользнулся на мокром склоне и упал, сильно поранившись. Ветеринары ничем не смогли помочь раненому животному...
8. Все-таки эпизод нужно было снять и режиссер смог найти выход из такой ситуации.
Было решено из головы погибшего оленя сделать муляж, а для съемок в озере пригласить подводников. «Олень» подплывал к колыбели и забирал ее. В бешике лежал тоже муляж — «дублер живого младенца».
9. При съемках этого же эпизода был не менее интересный момент, который стоит напомнить.
В бешике лежал муляж, но режиссеру нужны были крупные планы ребенка. Тогда он, недолго думая, положил в люльку свою маленькую дочку и пустил ее по озерной глади. Мама малышки актриса Айтурган Темирова в панике бегала по берегу озера и умоляла прекратить съемку. Но режиссер был непреклонен...
10. В эпизоде захвата селения первые стрелы захватчиков разрывают чаначи с кумысом, и молоко ручьями стекает в озеро, окрашивая воду в белый цвет. Следом от крови погибающих людей вода становится алой. Бешик с малышом, таким образом, плавает в красно-белой воде.
Перед режиссером встала еще одна проблема: как окрасить озерную гладь? Тем более фильм снимался цветной. Так как съемки проходили в заповедной зоне экологи запретили кинематографистам применять химические средства. Но и здесь режиссер нашел выход. Недалеко от места съемок в Сютту-Булаке на летние выпасы пригоняли огромное количество коров, а в окрестностях работало несколько молочнотоварных ферм, очень дешево продававших обрат. Договорились с фермерами, привезли во флягах обрат и стали поливать озеро там, где это нужно было по съемке.
А для окрашивания в красный цвет на рыбачинском мясокомбинате приобрели кровь, также привезли во фляге и выливали в озеро.
За событиями в Кыргызстане следите в Телеграм-канале @akipress.