«Голливуд – Азия». Павел Божков из команды Тимура Бекмамбетова о мировых трендах киноиндустрии и самых смелых проектах

04 июня 2020, 17:50

«Культура» (АКИpress) -  АКИpress совместно с Асель Шерниязовой представляют новую рубрику «Голливуд – Азия».

«Голливуд – Азия», автором которой является Асель Шерниязова, представляют самую актуальную и важную творческую и деловую информацию, связанную с мировым кинематографом, а также все последние новости киноиндустрии и события из Голливуда.

Асель представит эксклюзивные видеоролики и интервью со звездами, а также расскажет о своих встречах с одними из самых выдающихся, талантливых людей, работающих в настоящее время за кулисами кинематографии, такими как продюсеры, режиссеры, кинематографисты, дизайнеры, кастинг-директора и редакторы. Кроме того, она расскажет об уникальных историях успеха топ-менеджеров в области киножурналистики, продаж и проката, маркетинга, связей с общественностью, управления талантами, театрального проката и организации кинофестивалей.

Асель Шерниязова – управляющий директор Азиатского кинофестиваля в Лос-Анджелесе, отвечает за программу фильмов фестиваля.

https://static-2.akipress.org/st_gallery/61/981361.1c298869d4b22a2ce50330dc898fac10.jpg


Герой этого интервью — продюсер и исполнительный директор продакшн-компании «БАЗЕЛЕВС» Тимура Бекамамбетова Павел Божков — человек, знающий все о нынешних трендах киноиндустрии, профессионал своего дела, успешно претворяющий самые смелые кинопроекты в жизнь.

https://static-2.akipress.org/st_gallery/41/981341.f9eb76ff6bef1f247631e257a9d41208.jpg

- Много ли сотрудников в компании «БАЗЕЛЕВС» и где располагаются представительства?

- Компания «БАЗЕЛЕВС» была основана в 1994 году Тимуром Бекмамбетовым, за плечами которого на тот момент был снятый им полнометражный фильм «Пешаварский Вальс», завоевавший немало призов на международных кинофестивалях и серия рекламных роликов «Всемирная история», снятых Тимуром для банка «Империал».

Долгое время «БАЗЕЛЕВС» занимался ТВ-рекламой, сложно представить себе, но большинство канонических роликов того времени, разобранных на цитаты, были сделаны именно Тимуром и его командой.

Но поистине международную известность Тимуру и созданной им компании принесла снятая в 2004 году кино-адаптация романа Сергея Лукьяненко «Ночной Дозор». С этого момента зрители по всему миру узнали про режиссёра-визионера из России, способного создавать удивительные миры и рассказывать захватывающие истории, понятные массовому зрителю.

Зубодробительный экшен «Особо опасен», вышедший в 2008 году, лишь упрочил позиции Тимура как режиссёра мирового уровня, став прародителем фильмов про супергероев в категории «R», породив целую плеяду тематически схожих проектов: «Пипец», «Дедпул», «Кингсмэн».

Успех фильмов Тимура позволил компании сфокусироваться не только на режиссёрских проектах Бекмамбетова, но и заняться продюсированием интересных и по-своему уникальных фильмов. Так свет увидели «Аполлон 18», «Хардкор», «Война токов» и полнометражный анимационный фильм 9! На сегодняшний день офисы компании находятся в России, Европе и США, где параллельно идёт работа над проектами, предназначенными для разных рынков и аудиторий.

- Что отличает «БАЗЕЛЕВС» от сотни других продакшн-студий?

- Одно из основных отличий «БАЗЕЛЕВС» от многих других продакшн-компаний — постоянное стремление к совершенствованию и поиск новых историй и форматов. Во-многом это продиктовано любовью самого Тимура к совершенствованию всего и вся — он как творческий человек всегда открыт для новых идей, отражающих процессы, происходящие вокруг нас.

Именно поэтому в 2014 году зародился формат, который мы называем Screenlife. Основополагающий принцип этого киноязыка заключается в том, что история развивается исключительно на экране девайса главного героя, задействуя приложения, всплывающие окна, движения мышки и элементы рабочего стола, как средства повествования. Первым фильмом, сделанным в этом формате стал микро-хоррор «Убрать из друзей», который при бюджете в $1М, собрал в общемировом прокате почти $63M.

Подобный результат доказал, что массовому зрителю интересен новый формат и мы как продакшн-компания просто не могли игнорировать этот тренд. Именно поэтому в 2018 году в прокат вышел Screenlife техно-триллер «Поиск», собравший в прокате по всему миру уже более $75M и ставший лауреатом престижных призов зрительских симпатий в Сандэнсе.

Формат продолжил эволюционировать и уже в 2019 году «Базелевс» эксклюзивно для SnapChat спродюсировал зомби-апокалипсис webisodes, рассказанный посредством телефона девушки, ставшей невольной свидетельницей конца света. Сериал стал одним из самых успешных за всю историю Snap, легко преодолев отметку в несколько миллионов просмотров уже в первый день релиза.

Как компания, мы прикладываем все усилия, чтобы ещё больше популяризовать этот формат, ведь, жизнь на экране в наши дни, не исключение, а, скорее, правило. Запущенный нами ресурс Screenlifer.com, позволяет не только быть в курсе последних событий, связанных с развитием этого киноязыка, но и наслаждаться эксклюзивным пользовательским контентом и историями про персонажами вселенной «Ёлок», разворачивающихся на экранах их телефонов и компьютеров.

https://static-2.akipress.org/st_gallery/42/981342.fac155e16815c8072a3f3ffb94a2666c.jpg

Источник Snap

Screenlife — лишь одно из направлений, в рамках которого развивается «БАЗЕЛЕВС». Мы также продолжаем делать и традиционное кино, но и тут есть нечто, что отличает нас от других кинокомпаний. Наши традиционные проекты также сильно перекликаются с новыми течениями в индустрии развлечений, скажем, фильм о Второй мировой войне — «Побег из ада», режиссёром которого выступает сам Тимур, будет снят не только в формате iMax, но получит также и специальную вертикальную версию для просмотра на мобильных телефонах, что позволит совершенно по-новому взглянуть на привычную для зрителя тематику военных фильмов.

Ну, и, конечно, ещё одним направлением деятельности нашей компании является анимация. Это направление самое молодое, но, пожалуй, и самое динамично развивающееся. За три года существования анимационной студии два её проекта успели попасть в longlist Оскара — «Воробушек» в 2018 году и «Знаешь, мама, где я был» в 2019 году.

- Как вы начали работать с Тимуром Бекмамбетовым? Какими качествами нужно обладать, чтобы стать частью команды Бекмамбетова?

- Моя первая, хотя и заочная, встреча с Тимуром Бекмамбетовым, состоялась, когда с ним и его творчеством познакомилось большинство российских телезрителей — в конце 90х годов.

Для меня, как человека, всегда мечтавшего заниматься кино, рекламные ролики банка «Империал» стали откровением и доказательством того, что реклама может быть сделана со вкусом и выглядеть как настоящее искусство. Я хорошо помню, как с нетерпением ждал «Ночной Дозор» и последовавший за ним «первый фильм года» — «Дневной Дозор»!

Буйство фантазии и красок в дилогии пробудили во мне давно забытые мечты о карьере кинематографиста и заставили радикально изменить жизнь. И уже в 2008 году я оставил карьеру биржевого трейдера и отправился в Лос-Анджелес получать новое заветное образование режиссёра. Конечно, тогда я и мечтать не мог, что когда-то жизнь лично сведёт меня с Тимуром.

Отучившись в киношколах University of Southern California и New York Film Academy, я приступил к поиску работы в Лос-Анджелесе и вскоре устроился интерном в быстрорастущий независимый продакшн Exclusive Media Group. Поскольку компания постоянно расширялась и экспериментировала с жанрами, мне удалось поработать там над многими интересными проектами, среди которых были «Женщина в чёрном» (реж: Джэймс Уоткинс), «Патруль» (реж: Дэвид Айер), «Мартовские Иды» (реж: Джордж Клуни), «Гонка» (реж: Рон Ховард) и многие другие.

И вот, когда казалось, что после такой солидной подборки фильмов удивить меня было уже сложно, случилось нечто особенное. Совершенно случайно на одном из мероприятий в Лос-Анджелесе я познакомился с Тимуром. Несколько часов в беседе с ним пролетели как мгновение, я был поражен его нестандартным подходом к решению многих сценарных задач и неиссякаемым источником необычайно красивых и креативных идей! В памяти всплыли сцены из молодости, когда я с упоением пересматривал ролики Всемирной истории и Дозоры. Я понял, что очень хочу работать с Тимуром! К моей огромной радости, Тимур был только за.

https://static-2.akipress.org/st_gallery/43/981343.eeeb7f2c8b4149b86c04e3fdf8748456.jpg

Как человек креативный, он всегда ищет новые идеи и способы их воплощения. Он обожает работать с новыми людьми, которые нестандартно смотрят на многие вещи. Он постоянно находится в движении и в поиске интересных идей, а общение с новыми людьми как нельзя лучше подходит для этого. Так и началось наше с ним сотрудничество.

Моё возвращение в Москву в 2012 году ознаменовало моё вступление в дружную семью «БАЗЕЛЕВС», где я с тех пор успел поработать над всеми крупными проектами компании, такими как «Ёлки», «Он-Дракон», «Бен-Гур» и «Убрать из друзей». Учитывая огромный креативный потенциал Тимура, количество проектов постоянно росло и я уже не мог заниматься всеми проектами, мне пришлось остановить свой выбор на продуктах, разрабатываемых в Северо-Американском офисе. Сколько верёвочке ни виться… Так я снова вернулся в Лос-Анджелес, где уже занялся для Тимура разработкой и продюсированием новых проектов, направленных на международные рынки.

- Какой самый успешный проект «БАЗЕЛЕВС»? А какой самый любимый?

- Достаточно сложно сказать, какой из проектов компании является моим самым любимым. Каждый фильм — это год, а то и более, жизни, за который успеваешь познакомиться с необыкновенными людьми, побывать в новых местах и узнаёшь вещи, о которых даже не подозревал.

Подсознательно весь этот коктейль из событий и эмоций оказывается тесно связан с тем или иным проектом. Съёмки «Ёлок 3» запомнились мне работой в 30-ти градусный мороз в Новосибирске, когда камеры отказывали одна за другой и оператор был вынужден отогревать их теплом своего тела, «Он-Дракон» останется в памяти благодаря долгой и кропотливой работе над визуальным воплощением мира этой сказочной истории и глубоким погружением в неожиданную область — герпетологию (раздел зоологии, посвящённый рептилиям). «Бен-Гур» посиделками долгими московскими вечерами за раскадровками еще несуществующего фильма и поисками стритрейсинг референсов для истории, которая происходила почти 2000 лет назад. Каждый из этих проектов любим по-своему!

https://static-2.akipress.org/st_gallery/44/981344.ec02d862608c1e0f2c2e07ba9d486514.jpg

То же самое можно сказать и про «успешность»! Достаточно сложно провести разграничительную черту между собственной эмоциональной привязанностью к проекту и его признанием зрителем. Поэтому и «Он-Дракон», ставший самым кассовым российским фильмом за рубежом и «Ёлки», многократно бившие рекорды по новогодним сборам и «Убрать из друзей: Даркнет», собравший в 16 раз больше собственного бюджета и «Профиль», удостоенный престижного приза Панорама на Берлинском кинофестивале и приза зрительских симпатий на South by Southwest (SXSW) — все они одинаково любимы и успешны для своих создателей. Фильмы, над которыми работал сродни собственным детям, в которые вкладываешь частичку души и видишь в них своё отражение, поэтому все они для своих родителей любимые и успешные.

- Какие направления киноиндустрии вы охватываете?

- Наша компания старается работать во всех жанрах и форматах, чтобы не ограничивать внутренние креативные процессы. Мы разрабатываем docuseries, webisodes, короткометражки, сериалы, полнометражные фильмы и анимацию. С недавнего времени сюда присоединилось и IT-направление, которое создаёт приложения для производства наших фильмов и программы, направленные на массового пользователя, позволяющие любому желающему рассказывать истории, используя для этого телефон или планшет.

Главным аспектом при отборе проектов всегда остаётся оригинальность и понятность массовому зрителю. Скажем, если в Американском офисе разработана концепция истории, которая может не найти понимания в местном прокате, мы можем передать её в московский офис «Базелевс», где тематика проекта может больше апеллировать зрителю. И наоборот, проект из российского офиса может мигрировать в США, чтобы превратиться в американский фильм.

Даже если история нежанровая, но все же интересная и с большим потенциалом, нам всё равно будет любопытно попробовать интерпретировать её в более менйстримовом ключе, сохранив при этом её самобытность. Негласный девиз компании — чем нестандартнее, тем лучше!

https://static-2.akipress.org/st_gallery/45/981345.0589806b2a6779e98e46615aef45df77.jpg

Наличие нескольких офисов, разбросанных по миру, ещё одно наше преимущество! Это не только позволяет создавать симбиоз из разных культур и менталитетов, генерируя проекты понятные зрителям в разных странах. Это ещё и возможность решать сложные производственные задачи в кратчайшие сроки. Чтобы работа не прекращалась ни на минуту, ЛА офис, отработав над своим проектом, уходит спать и передаёт его московскому офису, который только «проснулся». Сработанность коллективов, разделённых океаном, творит чудеса и позволяет быстро отвечать на вызовы быстроменяющейся индустрии развлечений!

Конечно, работа с большим количеством контента и новых идей требует немалого числа креативных ресурсов, курирующих те или иные направления. Исходя из собственных вкусов, мы делим между собой жанровые направления. Скажем, я, как человек, взращенный на творчестве Стивена Кинга и Дина Кунца, всегда тяготел к более тёмным историям. Именно поэтому в компании я отвечаю за жанр ужасов, триллеров, научной фантастики и экшена. Дай мне волю, и вся подборка наших фильмов оказалась бы в «заложниках» моих жанровых предпочтений. Именно поэтому плотная работа с коллегами, тяготеющими к другим жанрам, призвана «разбавлять» палитру наших проектов, внося туда яркие комедийные краски или флегматичные тона, свойственные драмам.

Но, поистине главной особенностью «БАЗЕЛЕВС» является личная вовлеченность Тимура в работу над всеми нашими проектами. Несмотря на то, что сам Тимур постоянно передвигается между странами и континетами, а время его строго расписано, между встречами, звонками, питч-митингами и мастер-классами, он всегда находит время детально изучить каждый проект и дать замечания, способные совершенно неожиданно решить проблемы, над которыми креативная команда билась уже продолжительное время. Огромный опыт, умение чувствовать новые тренды и смотреть по-новому на классические элементы сторителлинга — лишь малая часть того, как можно охарактеризовать вклад Тимура в каждый индивидуальный проект.

- Какие на ваш взгляд, основные отличия работы с клиентами в России и США?

- На этот вопрос однозначно ответить весьма непросто. Отличий, действительно, немало. В первую очередь, из-за масштаба киноиндустрии, её повышенной гибкости и огромного количества кинотеатров, американский рынок гораздо больше! Он открыт для новых жанров и экспериментов и обладает доступом к большему количеству источников финансирования, что имеет как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны рынок насыщается большим количеством разнообразного контента, с другой стороны — существенная часть этих проектов, либо оставляет желать лучшего, либо не находит должной дистрибуции. Растущее число платформ (PEACOCK, QUIBI, SNAP, DISNEY+), которые наводнили Американский рынок в последнее время, также увеличивает потребность в контенте, обеспечивая при этом щедрое финансирование и предоставляя креативную свободу.

В России из-за того, что частное финансирование проектов минимально и основные денежные вливания на производство фильмов осуществляются из Фонда Кино, элемент «авантюризма» гораздо меньше. Здесь акцент делается на жанровые проекты, которые уже зарекомендовали себя в глазах зрителей, что серьёзно сдерживает развитие киноиндустрии. Но, даже конкуренция с американским кинематографом не сломила российское кино, на наших глазах молодые режиссёры из России снимают интересные проекты, чем привлекают к себе внимание не только дома, но и за рубежом.

- Расскажите о ваших новых проектах. Как повлияла ситуация с Covid19 на деятельность организации?

- Вся ситуация с коронавирусом стала серьёзным испытанием для всех без исключения, включая индустрию развлечений. Огромные проекты, которые должны были быть запущены в производство, теперь вынуждены сесть на «скамейку запасных», поскольку новые правила запрещают собирать большие команды на закрытых сетах, делая производство блокбастеров делом непростым. Ещё одним ударом стало то, что закрывшиеся кинотеатры вынудили дистрибьюторов сменить даты запланированных релизов, смещая их на конец этого («Не время умирать») или начало следующего года («Форсаж 9»).

Недавняя попытка UNIVERSAL «обкатать» новый тип цифрового проката, позволявший зрителям онлайн сразу получить доступ к новому релизу и посмотреть его дома в кругу семьи, поначалу показалась успешной – «Тролли 2» продемонстрировали хороший финансовый результат, однако в дело тут же вмешались представители киносети AMC, пригрозив не прокатывать новые релизы студии, если та решит впредь выкладывать новые фильмы онлайн без посредников. Ситуация почти зашла в тупик и пока непонятно, какое развитие она получит в дальнейшем.

Неопределенность на рынке привела к тому, что крупные игроки сейчас приняли решение сосредоточиться на двух главных направлениях. На поиске законченных продуктов, которые можно приобрести и выпустить с минимальными затратами на пост-продакшн. Вторым приоритетным направлением стала активная разработка нового жанрового контента, характеризующегося термином contained. Снятые в нескольких небольших локациях с минимальным кастом и съёмочной группой, подобные проекты, похоже, будут «править бал» в ближайшие несколько лет из-за простоты производства и чёткой жанровой принадлежности.

Говоря о нашей компании, изменившаяся ситуация ещё раз подтвердила, что выбранный нами многие годы назад курс на небольшие и высоко-концептуальные проекты был правильным. Мы всегда отдавали предпочтение именно идее, лежащей в основе истории, стараясь не делать ставку на масштабность, частенько заслоняющую собой креативную компоненту.

Во-многом это послужило причиной, по которой в последнее время интерес к нашим проектам со стороны крупных студий резко вырос. Ведь, скажем, наши Screenlife проекты можно начинать снимать вообще без каста, когда режиссёр дистанционно собирает «аниматик» всего фильма, создаёт интерфейсы и всплывающие сообщения, используя своё изображение, заменяя им актёров. В результате по окончании фазы пре-продакшна у нас есть «готовый» фильм, где все роли исполняют члены съёмочной группы. Эта делает сам процесс необычайно гибким и безопасным.

Мы также стараемся применять новейшие технические разработки и при производстве традиционного кино. Месяц назад, когда эпидемия была в самом разгаре, а нам надо было снять зрелищную сцену боя в воздухе для фильма «Побег из ада», мы сделали то, чего никто до нас не делал — поместив подвижную капсулу-гимбал в центре съёмочного павильона, мы установили по периметру огромные экраны, на которые транслировался бой, разыгрывавшийся в это время в онлайн-симуляторе. Управление самолётом было синхронизировано с самим гимбалом, что позволило создать полную иллюзию реального боя и снять сцену в пустом павильоне, не подвергая актёра опасности заразиться коронавирусом.

В общем, как компания мы стараемся постоянно развиваться и совершенствоваться, максимально используя в нашей работе все последние достижения технической мысли. С учётом того, что сейчас у нас в разработке находится более 30 проектов в совершенно разных жанрах от мелодрам, до экшенов и историй про вторжения инопланетян, я уверен, что на ближайшие несколько лет работы у нас будет предостаточно и, надеюсь, что никакие вирусы нам в этом не помешают.

- Чему вы научились у Бекмамбетова за время совместной работы? Есть ли люди, которых Тимур Бекмамбетов считает своими учителями?

- Достаточно сложно выделить какой-то определённый skill set, приобретённый за долгие годы совместной работы с Тимуром. Думая об этом, ловлю себя на мысли, что все члены команды «Базелевс» без исключения, так или иначе, постоянно учатся чему-то у Тимура, перенимая у него подходы к решению задач и профессиональные навыки.

Кто-то учится слушать и слышать чужое мнение, ведь в креативном процессе нет одного строго определённого выхода из ситуации, можно решить вопрос пойдя одним путём, а можно попробовать двигаться в совершенно другом направлении и найти неожиданное и интересное решение.

Поскольку сам процесс производства фильмов — вещь исключительно командная, то умение понимать своих коллег и делать так, чтобы они понимали тебя — залог успеха. Кто-то начинает смотреть на хорошо знакомые вещи под разными углами в поисках нестандартных решений. Ведь, захватывающую историю можно найти в чём-то совершенно обыденном и повседневном, важно лишь приложить немного воображения и взглянуть на «приевшуюся» картинку с нового ракурса. Зачастую этого бывает достаточно, чтобы сделать удивительное открытие.

Ну, а кто-то старается открыть свой внутренний мир для всего неизвестного и непознанного, ведь именно новые эмоции и впечатления — эта та самая «искра», из которой творческая личность, способна разжечь пламя новых историй. Умение быть открытым для мира, всего происходящего в нём и способность чувствовать внешние процессы — вот то, что дарит возможность «предугадывать» многие события и всегда быть на шаг впереди конкурентов.

Коронавирус в Кыргызстане
Карта распространения
Комментарии
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком
×