«Голливуд – Азия»: Земные и небесные (рецензия на фильм «Көл»)

16 февраля 2021, 08:48

«Культура» (АКИpress) — Асель Шерниязова представляет рецензию казахского киноведа и кинокритика, президента Казахской ассоциации кинокритиков Гульнары Абикеевой на кыргызский фильм «Көл».

Пока смотришь картину «Көл» («Озеро») - дебют режиссера Эмиля Атагельдиева, невольно приходишь к мысли, что есть люди земные и небесные. Можно сказать, по-другому: приземленные и оторванные от земли. И это не зависит ни от возраста, ни от образования – с этим человек рождается. И здесь не работают категории – хороший или плохой. Мы как раз видим главного героя Асхата, как он изо всех сил старается быть хорошим, но земные страсти, представления, может быть, даже чувство ответственности, понимание того, как правильно должно быть, не дают ему подняться на бытом. А его дочь Жылдыз и старик-сосед Темиркул – другие, ни от мира, их тянет озеро, и они верят, что души людей превращаются в рыб.

Как тут не вспомнить поэтику Чингиза Айтматова?! Женщину-рыбу из «Пегий пес, бегущий краем моря», которая очаровала рыбака, или мальчика из «Белого парохода», который хотел превратиться в рыбу и уплыть далеко-далеко. Наверное, все это корнями уходит в мифологию кыргызов, в особо трепетное отношение к природе, в те древние времена, когда человек ощущал неразрывную связь с ней.

Картина снята не просто красиво, а удивительно эстетски. Понятно, что может быть красивым закат на озере: темно-голубая синева воды и мягко-малиновый отсвет солнца. Но когда тут же появляется перевернутый кадр, где лежит старик Темиркул в темно-малиновой рубашке, а над ним голубая стена больницы, подсознательно приходит мысль о том, что он уже принадлежит стихии воды. Естественно, я тут же посмотрела, кто оператор картины. Оказалось, что это молодой россиянин Иван Ченгич, которому всего 30 лет и за спиной опыт работы на сериалах и больших картинах, и «Көл» - его дебют в качестве оператора-постановщика.

В актерском плане фильм держится на двух исполнителях – экспрессивный Асхат, которого сыграл Болот Тентимышов, известный по романтической роли в фильме «Сундук предков», и Артык Суюндуков - режиссер, сценарист, педагог, здесь он сыграл роль Темиркула. Сильный, решительный Асхат всячески пытается помочь старику, даже в ущерб благосостояния своей семьи, а Темиркул, вроде бы мягкий, но упрямый старик, хочет все сделать по-своему. Впрочем, речь идет ни о каких-то бытовых спорах или распрях, речь идет о похоронах жены Темиркула: старик хочет придать ее тело воде, чтобы она хоть таким образов воссоединилась с когда-то утонувшей их маленькой дочерью, а Асхат делает все по правилам, занимая на похороны деньги.

Чем картина немного отталкивает? Своей холодной конструкцией. В фильме две смерти, а ты не ощущаешь сопереживания. Как будто бы красивые кадры и музыкальные куски важнее судеб людей. Но, может быть, авторы фильмы сделали это специально? Может быть, по их замыслу не это – главное. Мне, как зрителю, жалко было ни старика, ни его жену, а бедного Асхата, который так старается быть правильным и хорошим, а оказывается, что никому это не нужно. Согласитесь, необычный подход.

Необычна и временная структура фильма. Он состоит из двух новелл «Жылдыз» и «Темиркул», и в каждой новелле мы видим, как бы рассказ заново, но дополняющий предыдущий. Это современная форма драматургии и она важна не для прояснения истории, а для прояснения характера взаимоотношений персонажей.

Чем еще картина захватывает, так это своей фактурой, которая сразу выстраивает не столько бытовой, сколько мировоззренческий мир ее героев. Асхат трижды в кадре убивает животных: режет барана, потрошит рыб, и, наконец, забивает лошадь на похороны. Его дочь Жылдыз не ест даже рыбу, и в какой-то момент разрезает отцу сети, чтобы помешать его промыслу. Еще Жылдыз по-особому чувствует озеро, наблюдая за ним из бинокля. Девочка Жылдыз и старик Темиркул тянутся друг к другу, чувствуя родство душ. Есть и другие женщины в фильме – Алтынай, жена Асхата, которая непрерывно пилит его, и жена Темиркула – Бурул, которая приходит к нему уже в качестве духа-аруаха. Интересно, что в двух точках «золотого сечения» фильма мы видим эпизод, когда Жылдыз видит входящей в воду утонувшую дочь Темиркула, и «разговор» Темиркула с духом своей жены, которая говорит о том, что старику не удалось похоронить ее так, как ему хотелось. Авторы фильмы этими сценами как бы говорят о том, что не все в этом мире можно «ухватить руками», не все поддается объяснению и логике. Соответственно, не всегда правы те, кто хотят сделать все по правилам. В конце концов, у каждого человека своя правда, потому что только он знает, что у него внутри.

Фильм «Көл» – не притча, поэтому миф здесь не главный, это - не социальная драма, поэтому она не вызывает протеста или сопереживания, это не психологическая драма, поэтому у зрителя нет особых эмоций. Скорее, эта картина – размышление, размышление о человеческой душе, о ее связи с природой, с аруахами, об осмыслении бытия. Не случайно покойная Бурул задает мужу один единственный вопрос: «Что после меня осталось?», имея в виду, что их единственная дочь утонула, еще будучи маленькой. Возможно, она вернулась на планету Земля в облике Жылдыз, дочери Асхата, чтобы помочь своему отцу хоть немного преодолеть его «земное притяжение».

Гульнара Абикеева

За событиями в Кыргызстане следите в Телеграм-канале @akipress.

Комментарии
Для добавления комментария авторизуйтесь
×