«Голливуд – Азия»: Премьеры на Берлинском международном кинофестивале: от нобелевского лауреата до рабов в круглосуточном магазине

25 февраля 2022, 09:59

«Культура» (АКИpress) — Автор рубрики «Голливуд – Азия» Асель Шерниязова рассказывает о фильмах на Берлинале.

72-й Берлинский международный кинофестиваль проходил в прямом эфире с 10 по 20 февраля 2022 года, и, несмотря на довольно сдержанное настроение в этом году из-за продолжающихся ограничений, связанных с пандемией, фестиваль имел оглушительный успех.

Было показано более 250 фильмов, распределенных в общей сложности по двенадцати разделам от Панорамы до Форума и вплоть до Основного конкурса. 16 февраля состоялась церемония награждения, на которой председатель жюри М. Найт Шьямалан вручил главный приз фестиваля «Золотого медведя» испанскому режиссеру Карле Симон за фильм «Алькаррас». Интересно, что на церемонии доминировали женщины-режиссеры, которые выиграли шесть из восьми медведей.

В ходе Берлинале состоялось несколько премьер самых разных жанров и тем. Среди ярких моментов фестиваля выделяется «Прощай, Леонора» от итальянского режиссера Паоло Тавиани. 90-летний Тавиани — легенда итальянского кино, который вместе со своим братом Витторио завоевал множество престижных наград, в том числе «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах («Отец-хозяин») и «Золотого медведя» на Берлинале («Цезарь должен умереть»). В 2018 году Витторио ушел из жизни, и теперь Паоло Тавиани возвращается в кино в сольной роли. В очередной раз его фильм «Прощай, Леонора» рассказывает о жизни лауреата Нобелевской премии, драматурга Луиджи Пиранделло (1867–1936), к произведениям которого Тавиани и Витторио обращались не раз.

«Прощай, Леонора» рассказывает удивительную историю о приключениях праха Пиранделло и мучительном путешествии его урны из Рима на Сицилию, его родину, до его богатого событиями захоронения, которое произошло через пятнадцать лет после его фактической смерти. Фильм также включает последний рассказ Пиранделло «Гвоздь», написанный за двадцать дней до его смерти, в котором мальчик Бастианеду, вынужденный следовать за своим отцом через океан, испытывая эмоциональные переживания, совершает иррациональные действия.

В недавнем интервью, отвечая на заданные вопросы о фильме, режиссер объяснил, кто такая Леонора. В первоначальном сценарии фильма была сцена, основанная на рассказе «Прощай, Леонора», во время которой главный герой поет арию из «Трубадура», «Прощай, Леонора, прощай, Леонора...» своим дочерям. При монтаже сцену вырезали, oднако название не изменилось, хотя в фильме нет ни одной ноты Верди, поскольку Тавиани считает, что это «Прощай, Леонора» - одно из самых захватывающих названий Пиранделло.

«Прощай, Леонора» — сюрреалистическая драма, рассказывающая необычные истории о похоронах с использованием архивных кадров Италии 1940-х годов и отрывков из шедевров итальянского кино. По прекрасному повествованию, переплетающемуся со скрытым юмором, легко узнать руку мастера, поэтому неудивительно, что впечатленные критики ФИПРЕССИ присудили фильму приз на Берлинале.

Еще одним ярким событием стал французский фильм «Пассажиры ночи» (Les Passagers de la Nuit), режиссер Михаэль Херс. Этот семейно-драматический фильм стал, пожалуй, одним из самых нежных, теплых и романтичных фильмов, показанных на Берлинском международном кинофестивале.

В ночь выборов 1981 года на улицах идут празднования, и по всему Парижу витает надежда и перемены. Но для Элизабет (Шарлотта Генсбур) ее брак подходит к концу, и она изо всех сил пытается прокормить себя и двух своих детей-подростков. Она находит работу в ночном радиошоу, которое ведет Ванда (Эммануэль Беар), и встречает проблемного подростка по имени Талула (Нои Абита), которого приглашает к себе домой. Благодаря им Талула впервые ощущает семейное тепло. Хотя она внезапно исчезает, ее свободный дух оказывает неизгладимое влияние. Элизабет и ее дети обретают уверенность в себе, позволяя определенные риски и меняя траекторию своей жизни.

Режиссер говорит, что вдохновением для фильма послужила программа на радиостанции France Inter: Les Choses de la Nuit Жана-Шарля Ашеро, которая длилась большую часть ночи и включала в себя слот под названием «Как тебя зовут?», где гость рассказывал о своей жизни и рассказывал честно. Единственное, что они могли не говорить, это свое настоящее имя. Ведущий не мог видеть гостя, который находился в студии, но при этом прятался за ширмой.

Трудно не согласиться с режиссером, когда он говорит, что фильм о пересмотре прошлого в свете настоящего, которым оно продолжает наполняться. Это его способ найти покой в вопросе кончины и траура. Он также говорит, что еще одна причина, по которой он снимает фильмы, — создать видимость вечности.

Шепот, мягкие голоса Беар и Генсбур по радио, фортепианные ноты, популярные шлягеры 80-х и проникновенное исполнение Абита создают некую хрупкую и наивную атмосферу, где каждый персонаж ищет свою правду, не заставляя других делать то же самое.

Фильм однозначно рекомендуется к просмотру всем зрителям, но особенно тем, кто любит атмосферные, уютные и душевные картины.

Фильм индонезийского режиссера Камилы Андини «Раньше, сейчас и потом» также стал хитом в Берлине. Действие фильма происходит в 1960-х годах в Индонезии, во времена неудачных государственных переворотов и репрессий против коммунистов, которые не обошли стороной и семью Наны. Ее мужа похитили, и хотя ей самой удалось избежать брака по принуждению, это происшествие стоило жизни ее отцу и ввергло Нану в нищету. Несколько лет спустя она безбедно живет второй женой богатого суданского владельца плантации. Но прошлое постоянно возвращается, чтобы преследовать ее во сне.

Режиссер Камила Андини — мать и режиссер из Джакарты, Индонезия. Беспокойство по поводу социальной культуры, гендерного равенства и проблем окружающей среды привело ее к созданию фильмов с характерной повествовательной точки зрения. Ее третий полнометражный фильм «Юни» (2021) получил приз на Международном кинофестивале в Торонто. «Раньше, сейчас и потом» — ее четвертый полнометражный фильм.

«Женщины — настоящие жертвы нашего времени», — заявляет она в своей речи. «Но в каждую эпоху всегда есть фигура женщины, которая захотела быть в жертвенной роли. «Раньше, сейчас и потом» - история женщины, ставшей жертвой эпохи — войны, политики, бунта и патриархального общества — и желающей найти смысл собственной свободы как женщины. Независимость Индонезии не гарантировала свободу ее народу; давление проявляется в постоянно меняющихся формах. В этом фильме я хочу показать многие формы давления, которые продолжают угнетать женщин и сегодня».

Медитативное расчесывание волос, взгляды, походка, неспешность — во многом схожи с фильмами Энга Ли и Вонг Кар Вая по чувственности и созданию образов. Главная героиня Нана проходит через все мыслимые трудности с нечеловеческим достоинством и грацией, но при этом остается верной и честной себе до конца, постоянно напоминая себе «быть как вода» раньше, сейчас и потом. Индонезийская модель и актриса Лаура Басуки, сыгравшая любовницу мужа Наны, с которой Нана подружилась, заслуженно получила Серебряного медведя за лучшую роль второго плана.

Еще одним широко обсуждаемым фильмом, изображающим незавидное положение женщины в обществе, но рассказанным гораздо более жестоким языком, стал казахстанский фильм «Счастье», получивший приз зрительских симпатий, режиссера Аскара Узабаева с Лаурой Мырзахметовой в главной роли.

«Счастье» рассказывает историю о замкнутом круге домашнего насилия в маленьком приграничном городке в Казахстане. Пара прожила в браке 23 года, в течение которых жена постоянно подвергалась насилию со стороны мужа-алкоголика. Их дочь вот-вот выйдет замуж и неизбежно попадет в ту же брачную ловушку, что и ее мать. Есть ли выход из этих трагических обстоятельств?

Более 80% казахстанских женщин, осужденных за убийство, совершают преступление в целях самообороны от агрессивно настроенных мужей или домашних партнеров. Ежегодно в Казахстане от домашнего насилия умирают 400 женщин. Ежемесячно происходит примерно 120 изнасилований, 5232 избиения, 14 убийств и 48 самоубийств. И это только зарегистрированные случаи. Насилие в семье в отношении женщин и детей является универсальной проблемой, с которой женщины и дети во всем мире сталкиваются каждый день.

Создатели фильма «Счастье» рассказывают историю не одной семьи, а проблемы, с которой женщины сталкиваются каждый день и повсюду. Они подчеркивают, что ни в коей мере не ставилось целью повысить уровень насилия в фильме, чтобы сильнее воздействовать на зрителей. Баян Максат кызы, одна из казахстанских продюсеров и автор фильма, безусловно, самая большая знаменитость в Казахстане. В 2016 году, после 22 лет брака, она стала жертвой насилия со стороны тогдашнего мужа. Он нанес ей многочисленные ножевые ранения на теле и лице. После нескольких месяцев в больнице Баян выжила, а ее бывший муж попал в тюрьму.

Жюри «Панорама Берлинале» заявило, что «этот фильм показывает нам, чего стоит вырваться из ловушки мизогонии». Режиссер Аскар Узабаев выразил убеждение, что создателям фильма удалось донести до зрителей свое послание, и получение Приза зрительских симпатий «Панорама» тому подтверждение. «Получить приз не от жюри, а от зрителей, от людей, прочувствовавших нашу боль, — это лучшее, что могло произойти по отношению к нашему фильму. Приз зрительских симпатий — это самый ценный приз, ведь зрительское признание — это цель, к которой стремится каждый режиссер», — резюмировал он.

Ужасающие своей жестокостью, некоторые сцены из фильма незабываемы и трудны для просмотра, но, надеюсь, такие фильмы могут помочь открыть диалог и привести к будущему счастью в реальности в лицемерном и виктимизированном обществе.

Наконец, в секции «Панорама» фестиваля состоялась мировая премьера фильма «Продукты 24» (Россия, Словения, Турция) режиссера Михаила Бородина — история современного рабства, выставленная на обозрение тысячам равнодушных свидетелей.

Мухаббат (Зухара Санзысбай) живет и работает в обычном магазине на окраине Москвы. Как и другие работники магазина, она не получает за свою работу ни рубля и не имеет права даже на небольшой перерыв. Мухаббат решает положить конец такому образу жизни после того, как владелица магазина похищает ее новорожденного сына. Преодолев отчаяние и страх, Мухаббат отвоевывает себе свободу и спасает других рабочих. Но при этом она должна покинуть Россию. Вернувшись домой в Узбекистан, Мухаббат начинает бороться за возвращение своего ребенка любой ценой. Ей приходится столкнуться с множеством проблем и препятствий на своем пути, преодолевая боль, потери и ужасающие компромиссы.

Фильм основан на реальных событиях. В начале 2000-х в Москве арестовали женщину, которая держала людей в своем продуктовом магазине и заставляла работать на нее бесплатно. Ее рабынями были выходцы из Средней Азии. Это дело известно, как «Рабы Гольяново» и является широко известным в новейшей истории случаем порабощения людей, произошедшим в московском районе Гольяново. Жертвами порабощения становились граждане Узбекистана, Казахстана и Таджикистана, в основном женщины, подвергавшиеся не только трудовой, но и сексуальной эксплуатации и надругательству.

«История Мухаббат, женщины-мигрантки, борющейся за свое достоинство и свободу, для меня очень личная, — сказал режиссер. — Я приехал в Россию из Узбекистана в начале 2010-х в возрасте двадцати двух лет и сразу меня лишили всех гражданских прав. Мне не удалось получить вид на жительство и регистрацию, потенциальные работодатели не могли официально взять меня на работу, и многие отказывали мне, потому что не доверяли парню с узбекским паспортом».

Насилие в фильме происходит за кадром, но воображение зрителя делает его еще более ужасающим. Нам нужно спросить себя, существует ли универсальная мораль или закон выживания, и есть ли определяющая, оправдывающая составляющая человеческого существования? Бывают ли ситуации, когда человеческие отношения с другими не нужны, потому что ты живешь в аду?

Оригинал статьи взят с сайта www.goldenglobes.com

За событиями в Кыргызстане следите в Телеграм-канале @akipress.

Комментарии
×