Единственная и неповторимая Айн Рэнд: Пионер объективистской мысли

24 марта 2024, 09:27

«Культура» (АКИpress) — Имя Айн Рэнд стало синонимом индивидуализма, объективизма и стремления к личной свободе. Её философия была принята миллионами читателей по всему миру, а её романы стали классикой литературы. Работы Рэнд были высоко оценены за изображение героев, стремящихся к достижению своих целей, несмотря на препятствия, и за празднование разума и рациональности как высших добродетелей. Хотя её успех в этих областях неоспорим, её известность в Голливуде связана с противоречиями вокруг её идей. Независимо от этих противоречий, её наследие как философа и романиста продолжает оказывать влияние и вдохновлять читателей в современном мире.

Философия Рэнд вдохновила многих выдающихся личностей. Марк Цукерберг, создатель Facebook, признал влияние романа Рэнд «Источник» на его жизнь. Также Илон Маск, визионер и генеральный директор SpaceX и Tesla, выразил своё восхищение работами Рэнд, особенно «Источник». Лана Дель Рей, известная певица и автор песен, также ссылалась на идеи Рэнд в своих песнях и выражала своё восхищение её философией в интервью. Бывший президент США Дональд Трамп также идентифицировал себя с Говардом Рорком, главным героем «Источника», как примером индивидуализма.

Многие выдающиеся личности в Голливуде были под влиянием философии Рэнд. Например, актриса и режиссёр Анджелина Джоли называла философию Рэнд значительным влиянием на её работу. Кроме того, режиссёры Оливер Стоун и Вадим Перельман выказывали уважение к идеям Рэнд, особенно её акценту на индивидуализме. Хотя не все эти личности могут соглашаться со всеми аспектами объективизма, их признание работ Рэнд демонстрирует продолжающееся влияние её идей на различные области знаний и художественного выражения. Действительно, влияние Рэнд проникло даже в гламурный мир Голливуда.

Рэнд родилась 2 февраля 1905 года в Санкт-Петербурге, Россия, и умерла 6 марта 1982 года в Нью-Йорке. Она наиболее известна своими романами «Источник» и «Атлант расправил плечи», которые оказали огромное влияние на философию, политику и экономику. Семья Рэнд была еврейской, и она выросла во время Русской революции, что сильно повлияло на её мировоззрение. Её отец владел аптекой, но большевики конфисковали бизнес, и семья была вынуждена бежать в Крым. Рэнд училась в Петроградском государственном университете, но оставила учёбу, чтобы продолжить карьеру писателя. Она эмигрировала в США из России в 1926 году, где нашла интеллектуальную и художественную свободу, которую искала. В результате она стала одной из самых влиятельных писателей и мыслителей 20-го века. Рэнд была женщиной с сильными убеждениями и яркой личностью, оставившей неизгладимый след в американской интеллектуальной истории.

Различные мыслители и философы оказали влияние на Рэнд в течение её жизни. Однако наиболее заметными влияниями на её философские идеи были Аристотель, Фридрих Ницше и Джон Локк. Рэнд особенно привлекали идеи Аристотеля о разуме и стремлении к счастью, и она включила эти концепции в свою философию. Однако её также привлекали индивидуализм Ницше, отрицание традиционной морали и акцент Локка на правах личности и ограничении государственной власти.

Кроме этих философов, на Рэнд оказали влияние несколько литературных деятелей, включая Виктора Гюго, Эдмона Ростана и Фёдора Достоевского. Эти авторы помогли сформировать идеи Рэнд о важности искусства и литературы в формировании общества и продвижении индивидуализма. В целом, хотя философия Рэнд была уникальным синтезом многих различных влияний, она разработала свои уникальные идеи об индивидуальности, разуме и стремлении к счастью.

Рэнд любила музыку, в основном классическую. Она считала, что музыка — это мощное средство для выражения эмоций и идей, и видела сильную связь между музыкой и своей философией объективизма. Она особенно наслаждалась произведениями Бетховена и Рахманинова и даже включала ссылки на музыку в некоторые свои романы, такие как «Атлант расправил плечи».

«Я решила стать писателем не для того, чтобы спасти мир, не для того, чтобы служить своим собратьям, а для простой, личной, эгоистичной, эгоцентричной радости создания таких людей и событий, которые мне нравятся, которых я могу уважать и восхищаться. Я могу терпеть, когда вокруг меня всё ровно. Я не могу терпеть, когда всё вокруг меня опускается. Я хотела смотреть вверх», — написала она в письме «К читателям „Источника“» в 1945 году.

Её непреклонное отношение и харизматичный стиль речи часто вступали в конфликт с другими интеллектуалами, не согласными с её взглядами. Несмотря на её успех как романиста и философа, Рэнд была спорной фигурой в Голливуде. Она считала, что индустрия кино представляет худшие аспекты американской культуры, включая поверхностность, материализм, лицемерие и декаданс. Рэнд критиковала государственную власть, утверждая, что её единственная законная функция — бороться с преступниками. Рэнд считала, что высшая моральная цель — достижение собственного счастья, которое она видела как естественный результат жизни согласно рациональным, эгоистическим принципам.

В Голливуде Рэнд привлекала внимание кинозвёзд, надеявшихся повлиять на решения о кастинге. Ей предложили высокооплачиваемую работу в Warner Brothers и просторный офис. Однако она была недовольна голливудским образом жизни и стремилась вернуться в Нью-Йорк. Когда производство «Источника» было отложено из-за войны, Рэнд заключила пятилетний контракт с продюсером Хэлом Уоллисом и купила дом в Чатсуэрте, Калифорния, где прожила семь лет.

В течение её пребывания в Голливуде мировоззрение Рэнд претерпело значительные изменения. Она стала активно участвовать в политической деятельности, особенно в противодействии коммунистическим идеям, проникающим в профсоюзы в индустрии развлечений. Она присоединилась к Альянсу кинематографистов за сохранение американских идеалов, основанному голливудскими влиятельными личностями, включая Уолта Диснея, Джона Уэйна и режиссёра «Источника» Кинга Видора. Её удивило, что её избрали в исполнительный комитет группы. Рэнд также входила в совет директоров Американской ассоциации писателей, которая выступала против плана, который предполагал передачу авторских прав на все произведения писателей новому авторитетному органу.

Ранее движущей силой её творчества был индивидуализм, но позже она сказала в интервью: «Знаете ли вы, что цель моего философского крестового похода — это не просто борьба против коллективизма или альтруизма? Эти вещи — только последствия и эффекты, но не первопричины. Теперь я определила главную причину, корень всего зла на земле — иррациональность».

Оригинал статьи взят с сайта www.goldenglobes.org

За событиями в Кыргызстане следите в Телеграм-канале @akipress.

Комментарии
×