Как 11-летняя скрипачка Наима Рахимжанова попала на сцену международного фестиваля в Париже? Интервью

  • Музыка
  • 16:16, 18 апреля 2025
  • Просмотров: 

«Культура» (АКИpress) — В главном зале штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже 7 марта прошел I международный музыкальный фестиваль Patrimoine Musical («Музыкальное наследие»).

Основателями фестиваля являются посол Кыргызстана во Франции Садык Шер-Нияз, консул посольства Жылдыз Акматова, а исполнительным директором фестиваля является президент кыргызской диаспоры во Франции Элита Султаналиева.

В рамках фестиваля на сцене штаб-квартиры выступили юные таланты со всего мира. Среди них были и представители Кыргызстана. Представляли нашу страну в Париже 11-летняя скрипачка Наима Рахимжанова, которой аккомпанировала на фортепиано ее мама Зульфия Осмонова. Юная скрипачка исполнила «Испанский танец» Мануэля де Фальи.

В интервью АКИpress Наима Рахимжанова и Зульфия Осмонова рассказали, как они попали на этот фестиваль, про трудности с получением шенгенской визы, встречу с Даниэлем Лозаковичем, о музыке и Париже и, конечно же, поделились эмоциями и впечатлениями от фестиваля.

- Расскажи, пожалуйста, о себе, Наима.

Наима: Я родилась в Бишкеке, мне сейчас 11 лет. Скрипкой начала заниматься с 5,5 лет, в шесть лет уже участвовала в международном конкурсе ARS POLONIA [международный фестиваль-конкурс молодых исполнителей ARS POLONIA]. Это был мой первый конкурс. Я там взяла «Надежду» [номинация, приз для самых маленьких участников, которая символизирует, что они являются надежной в мире музыки, дают такую надежду]. Я учусь в средней специальной музыкальной школе имени Мукаша Абдраева.

- А почему ты выбрала именно скрипку?

Наима: Как-то в детстве я пошла на работу с мамой и там играли на скрипке. Мне понравилась игра на ней и мне тоже захотелось так попробовать.

- Значит у вас семья музыкантов?

Мама Наимы Зульфия: Я — пианистка, играю на фортепиано. В тот момент работала и в школе [музыкальная школа имени М. Абдраева], и в училище [Национальное музыкальное училище имени Муратаалы Куренкеева], и в консерватории [Национальная консерватория имени Калыя Молдобасанова].

Так как я концертмейстер, играю в основном с инструменталистами, аккомпанирую им. Мой супруг тоже музыкант, он тоже учился в этой же школе, затем окончил консерваторию — он играет на саксофоне. Можно сказать, что Наима сейчас продолжает наше дело.

Играть на скрипке очень сложно, не все дети выдерживают такой труд. Это действительно сложный инструмент, хотя, вообще все они сложные.

Вот как все произошло: когда Наиме было лет 5, мы увидели, что у нее есть музыкальные данные — она хорошо поет, чувствует ритм. Мы с супругом долго думали, на какой же инструмент ее отдать. В начале думали отдать на фортепиано, потом решили, что одной пианистки в семье хватит. Духовой инструмент — саксофон — тоже есть. Так мы решили попробовать скрипку, потому что скрипка ещё больше развивает слух. У нее очень хороший, абсолютный слух, она слышит ноты и говорит, какая это нота. Ни у меня, ни у ее папы нет такого абсолютного слуха.

Мы выбрали скрипку, даже педагога уже выбрали: у нас самый корифей — это педагог Анатолий Евгеньевич Васильев. Среди его учеников много знаменитых исполнителей, он является заслуженным педагогом. Мы с ним поговорили, он согласился послушать Наиму. Он послушал и сказал, что 5,5 лет — это, конечно, рано, но мы можем начать заниматься по чуть-чуть, по 15 минут. И они с дочкой занимались каждый день по 15 минут. Иногда через день ходили к нему. Вот так у нас начались занятия, а в 6 лет она уже участвовала в своем первом конкурсе и играла на скрипке.

Пользуясь случаем хочу поблагодарить нашего педагога, потому что без него мы бы никак. Он мою дочку дальше развивает, у него еще очень много идей, планов. Как опытный и мудрый человек он умеет находить подход к детям как настоящий педагог. Я горжусь, что мы у него занимаемся.

В начале мы думали, скрипка — очень сложный инструмент, как она, осилит ли? Но она заинтересовалась, увлеклась, слушала, как играют другие, хотела так же сыграть, повторить. Она и сейчас, когда слышит, как дети постарше играют более сложные произведения, тоже хочет это сыграть. Можно сказать, у нее есть интерес и стимул. Тогда мы решили, что, наверное, сделали правильный выбор. Дай бог, чтобы дальше она развивалась, как она сама сказала, занималась.

- Как тебе учеба в музыкальной школе? Есть ли у тебя любимые занятия, учителя?

Наима: В начале было сложно, но сейчас уже нормально, я привыкла. Помимо музыкальной школы я учусь в общеобразовательной гимназии №6.

Я с удовольствием посещаю сольфеджио [происходит от итальянского solfeggio, от названия нот «соль» и «фа» — учебная дисциплина для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, включающую сольфеджирование (сольмизацию), музыкальный диктант, анализ на слух].

- Какие еще у тебя есть интересы или увлечения, помимо скрипки?

Наима: Я люблю готовить. У меня хорошо получается запеченная курица с картошкой. Меня мама научила готовить. Еще умею готовить салаты. В основном у нас готовит мама, а я ей помогаю.

- Давайте тогда поговорим про международный музыкальный фестиваль «Музыкальное наследие», который прошел в Париже 7 марта. Откуда вы узнали про этот фестиваль и почему решили принять участие в нем?

Зульфия: Про фестиваль мы узнали в школе. Наше посольство во Франции отправило программу фестиваля, о том, что там могут участвовать юные музыканты из Кыргызстана до 20 лет. Надо было отправить резюме, видео с концерта, где она играет, потому что на этот фестиваль отбор делала сама комиссия Парижской консерватории.

С нашей школы несколько детей отправляли. Потом сообщалось, что только один из претендентов пройдет отбор. Так сказать, нам повезло, выбор пал на нас. Нам пришло сообщение, что мы прошли отбор. Мы были очень рады. Началась подготовка, а именно процедура получения шенгенской визы.

- Насчет визы, говорили, что Наиме два раза отказывали. Расскажите про эту ситуацию, почему ей отказывали? Как в итоге вы решили этот вопрос?

Зульфия: Да, два раза отказывали. Причину отказа не объяснили. Но на официальных бумагах говорилось, что есть какие-то сомнения, что девочка может остаться там. В это время нам пришли на помощь посол Кыргызстана во Франции Садык Шер-Нияз и консул Кыргызстан во Франции Жылдыз Акматова.

Потом так получилось, что 4 марта нашу школу [музыкальную школу имени М.Абдраева] с визитом посетил посол Франции в Кыргызстане Николя Фай. Если помните, тогда была Неделя Франкофонии в Бишкеке и они пришли послушать детей и отобрать для участия в их мероприятиях.

Мы решили тоже поучаствовать в этом прослушивании, и там же подняли эту тему, мол, вот, девочку отобрали и пригласили в Париж выступить, все документы собрали, но вот визу не выдают — Швейцарское посольство 2 раза отказало. Он, конечно, был удивлён и сказал, что сегодня же напишет в швейцарское посольство с просьбой выдать Наиме визу.

Вечером того же дня нам сообщили, что Наиме одобрили визу и чтобы мы завтра приходили с паспортом. За это ему большое спасибо!

Можно сказать, что нам очень повезло, наверное, так было суждено. В итоге 5 марта мы получили визу, купили билет, 6 марта как раз успели на заезд участников, а 7 марта мы уже выступали на фестивале.

- Для выступающего человека зачастую важна поддержка — зала, близких, единомышленников. Кто поддерживал Наиму? Кто из близких был рядом с ней во время выступления на фестивале?

Зульфия: Я же ей ещё аккомпанирую и я как мама, сопровождающий, и как концертмейстер поехала с ней. Конечно, переживали все родственники, друзья, коллеги в школе, преподаватели. Все, кто нас знают, очень поддерживали, болели за нас.

Это наша первая такая заграничная поездка. До этого, в октябре прошлого года мы были в России, нас пригласили в Москву, отобрала комиссия. Это был фестиваль «Москва встречает друзей» от Фонда Спивакова [самый масштабный проект Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова]. Мы там тоже были неделю, выступали в Картинной галерее народного художника СССР Александра Шилова.

- Расскажи, Наима, каково было тебе, когда ты узнала, что тебя отобрали и ты летишь в Париж выступать на международном фестивале?

Наима: Когда мне мама утром сказала, что нас выбрали, я сначала не поверила, что вот именно меня выбрали. Я думала, что, возможно, выберут ребят постарше, лет 14-15, которые также подавали от нашей школы. Сначала я была удивлена, а потом очень была рада, как-то вот в Париж… Я всегда мечтала туда съездить.

- Что вы еще делали в Париже? Посетили какие-то достопримечательности, музеи?

Наима: Посетили Лувр. Были у Эйфелевой башни, Триумфальной арки. Мы пробыли в Париже с 6 по 9 марта.

Зульфия: 7 марта была репетиция и выступление. 8 марта мы взяли тур по городу, посмотрели все достопримечательности и прогулялись по магазинам.

В первый же день (6 марта) нас встретила Мунара эже [Мунара Кунасова, жена посла Кыргызстана во Франции Садыка Шер-Нияза] с посольства Кыргызстана во Франции. Нас очень хорошо встретили, очень добродушная женщина. После гостиницы она нас повезла по городу на машине.

Ну и как приехать в Париж и не купить французские духи? (смеется) Мы выбрали духи, Наима себе тоже выбрала мини-набор духов. Как ей не купить? Она этого заслуживает, и даже большего!

- Поделитесь своими впечатлениями о фестивале в Париже «Музыкальное наследие»? Какая там была атмосфера? Расскажите, что происходило за кулисами? Про ваши впечатления до выступления, после?

Наима: Когда надо было уже выходить [на сцену], я как-то не очень сильно волновалась, а после выступления начала волноваться, не знаю почему. Зал ЮНЕСКО такой большой! Только после выступления я заволновалась: «Как я выступила? Как меня слышно было?».

Зульфия: Было волнительно. Нас перед концертом встретили, прорепетировали в обед. Вечером нас спустили в гримерные, там было очень много музыкантов. Из Китая приехал пианист, из Малайзии, из Бельгии, из Германии… Там были еще другие участники. Все разыгрываются перед концертом, и там все звучало! Все было очень интересно еще до начала выступлений. Наима тоже разыгрывалась.

И был такой момент: мировой скрипач Даниэль Лозакович тоже там разыгрывался, он был гостем этого фестиваля вместе со своим братом Тимоти. Это было, конечно, очень волнительно! С такими музыкантами, такого уровня, находиться там!..

Мне было волнительно, потому что я тоже выступала, и за дочку тоже сильно переживала. А когда нам сказали, что приближается наше выступление, нас подняли наверх, на сцену. Там было много волонтеров, была отличная организация, все спрашивали, что нужно, что дать и так далее. Когда поднимались, там были корреспонденты, и они у Наимы спрашивают: «Ты волнуешься?» Она говорит, нет.

Потом нас объявили и казалось, что сердце чуть не остановилось. Зал большой. В зале очень много людей, они хорошо встретили. Вот мы только вышли и прозвучали громкие аплодисменты. Публика была щедра на аплодисменты.

Нам очень было волнительно, тем более мы одни поехали от Кыргызстана. Все-таки хотелось гордо и достойно представить Кыргызстан. Думаю, наше выступление прошло удачно.

- Расскажите подробнее про встречу с Даниэлем Лозаковичем. Вы с ним успели пообщаться?

Наима: Когда я разыгралась, он подошел к нам. Он вспомнил меня, потому что в Бишкеке в сентябре он давал мастер-класс и я участвовала в нем. Он меня сразу узнал, мы с ним пообщались. Потом он ушел репетировать, а после концерта, после моего выступления он подошел, поинтересовался, как я сыграла, он сам тоже выступал.

Зульфия: Как сказала Наима, он к нам в Кыргызстан приезжал неоднократно. Мы были на его концерте. Плюс он давал мастер-классы. Даже если он позанимался с Наимой 15 минут, это было такое событие! Он позанимался с Наимой над произведением, которое мы показывали. Он прям останавливал урок, тогда и его мама рядом сидела. Маму тоже увидели на фестивале, можно сказать, мы уже были с ними знакомы. А когда они прилетели в Париж, узнали, что от Кыргызстана тоже девочка участвует. Они естественно, спрашивают, кто это это. Узнав, что это Наима, они сказали, да, мы знаем эту девочку.

Когда мы встретились внизу, в гримерной, где они разыгрывались… знаете, он — очень простой человек, оказывается. Мы просто сами, наверное, боимся к нему подойти или как-то стесняемся, потому что он — звезда мирового уровня. Но он как человек очень простой, когда к нему подходишь, или он сам даже подходил, всё расспрашивал. С ним очень легко. Мы буквально минут 5-10 стояли общались, и от него такая аура исходит, что тебе сразу спокойно становится, пропадает волнение и при нем даже не задумываешься: «Что я скажу?» или «Может, я что-то не так скажу». И у него есть эти кыргызские черты, кровь что ли кыргызская у него есть, не знаю как сказать, такая гостеприимность наша чувствуется в нем.

Надеюсь, что он ещё приедет к нам, в Кыргызстан. Мы выступали с ним на одной сцене. Нам повезло, моей дочке очень повезло. Я за нее очень рада.

Вы же спросили, кто вас поддерживал? Именно в тот момент, я думаю, что кроме меня, мы-то уже привыкли к поддержке друг друга, вот поддержал Лозакович, его мама, а также те, кто сидели в зале.

Потом подходили наши соотечественники, кыргызы, которые жили в Париже. Они сказали, что не знали, что мы тоже будем выступать. Все были удивлены, но очень рады. Многие приходили в восторг, фотографировались. Спрашивали у Наимы, сколько ей лет. Сам посол Садыр Шер-Нияз тоже подходил поддержал. Нас в тот момент поддержали очень хорошо, поддержали все наши те, кто был на этом концерте.

- В каких ещё международных фестивалях вы участвовали, есть ли ещё фестивали в ближайшем будущем, в котором вы хотите участвовать?

Наима: В концертах участвую, у меня были сольные концерты. В школе сольный концерт дала. На международных конкурсах занимала Гран-при и первые места.

Зульфия: Мы участвовали в международном музыкальном конкурсе «Обон». Его приводит Центральная детская музыкальная школа имени П.Ф. Шубина. Он проходит в Бишкеке, по-моему, уже в третий раз и все три раза мы принимали участие.

Еще здесь у нас проходит конкурс молодых исполнителей «Приношение русской музыке», его проводит национальное музыкальное училище имени М. Куренкеева. Наима ни одну не пропускала. Конкурс проводится через год.

Также из международного были Дельфийские игры. Вот в первые Дельфийские игры она получила золотую номинацию, то есть у нее уже есть золото.

Два года назад на Иссык-Куле, в «Алтын балалыке» [детский лагерь] открылась летняя творческая школа «Симфония Ала-Тоо» при поддержке первой леди Айгуль Жапаровой. Организаторами была наша консерватория. Они пригласили из Москвы 5 педагогов по разным направлениям. И эти педагоги неделю занимались с детьми — участниками фестиваля. На их мастер-классы тоже был отбор. Мы тоже туда попали.

Туда приезжал из Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве профессор Кошванец Александр Анатольевич [российский скрипач и музыкальный педагог, заслуженный артист России]. Он проводил мастер-классы. Он еще до этого также приезжал к нам в Кыргызстан, давал мастер-класс, тогда Наима маленькая была, он ее послушал и сказал, что перспективы у этой девочки есть, давайте поступать в Москву. Через год после этого был этот фестиваль, где он также участвовал и 5 дней занимался с Наимой.

Он за пять дней показал результат! Он за эти пять дней очень ответственно и интенсивно занимался с детьми. Сегодня занятия, задания, завтра все это проверяется и так далее. Мы там играли с оркестром «Концерт Ковалевского». Там была и Айгуль Жапарова, мы и на открытии сыграли, и на закрытии тоже.

После Парижа 17 марта прошел конкурс русской музыки «Приношение русской музыке». Наима там заняла первое место. Потом у нас было выступление в Малахитовом зале Национального театра оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева. Она там выступала как победитель, как обладатель первого места.

Теперь у нас впереди 26 апреля открытие Дельфийских игр. В этом году там нет номинации скрипки, но мы будем участвовать в открытии и играть с оркестром. Потому что она как золотая номинация выходит на открытие.

- Насчет будущего, какие у тебя планы на будущее? Может, вы уже знаете, куда вы поступите после школы? Какую профессию выберете, кем станете?

Наима: Хочу развиваться дальше в этом направлении, еще больше узнавать, участвовать в международных конкурсах и фестивалях заграницей.

Я себя в будущем вижу музыкантом, скрипачкой. Учебу я хотела бы продолжить в Москве в Российской академии музыки имени Гнесиных.

За событиями в Кыргызстане следите в Телеграм-канале @akipress.

Комментарии
Видео
Бегимай Турусбекова вышла в финал музыкального шоу «Царица». Видео
В кыргызских блюдах используют очень много мяса, а в Монголии больше едят фрукты, - студентки из Монголии о Кыргызстане
Интервью с самой красивой девушкой Кыргызстана
×